«Два ангела сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель», – говорит Всевышний Аллах. Зная эти слова, человек очень хорошо должен подумать, прежде чем говорить что-либо. Человек может говорить как благие слова, так и плохие. Некоторые наши разговоры приносят нам пользу, а некоторые – только вред. К приносящим вред, грешным разговорам относятся брань, клевета, сплетни и ложь. Однако, кроме очевидных запретных разговоров и грехов языка, есть такие выражения, которые порицаются в исламе, и о которых мало кто знает. Многие из этих выражений у нас не употребляются именно в той форме, в которой они приходят в арабском языке. Однако главное здесь намерение и то, как и где эти выражения использованы. Если люди проанализируют их, то они поймут, что аналогов этих выражений хватает и в наших повседневных разговорах.
1. «Так пожелал Аллах и ты».
Хузейфа (да будет доволен им Аллах) передает достоверный хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не говорите: «Так пожелал Аллах и такой-то». Говорите: «Так пожелал Аллах, а затем такой-то». Смысл наставления Пророка (мир ему) заключается в том, что все происходящее мы в первую очередь должны возвращать к воле Творца, а затем уже к воле творений. Люди ничего не могут делать сами, ведь все их поступки зависят от воли Всевышнего Аллаха. Когда человек решает что-нибудь сделать, Аллах либо позволяет этому случится, либо не позволяет исходя из Своей мудрости. Потому Пророк и запретил уравнивать волю Господа и волю Его рабов.
2. «Дождь пошел благодаря такой-то звезде». Если человек говорит эти слова, будучи убежденным в том, что определенные звезды влияют на судьбу творений и могут даровать людям те или иные милости, то он становится неверующим. Однако если человек убежден в том, что дождь ниспосылает Господь, а определенные звезды являются лишь причиной этого, то подобные слова не выводят человека из ислама. В этом случае они являются порицаемыми, ведь подобные слова говорили арабы-язычники. Мы видим, что некоторые фразы, которые очевидно являются словами неверия, не всегда выводят человека из религии Аллаха. Здесь опять-таки надо учитывать намерение человека, степень его религиозной образованности и так далее. Нельзя просто так судить по подобным выражениям о том, что тот или иной человек является неверным.
3. «О, Аллах! Лиши такого-то веры!» Запрещается для верующих людей желать неверия и гибели. Некоторые ученые даже высказывались относительно того, что подобные мольбы могут вывести человека из ислама. Наиболее правильным, как говорил имам ан-Навави (да помилует его Аллах и приветствует), является то, что произносящий подобные слова является нечестивцем.
4. «Царь царей». Исламские ученые запрещали говорить о ком-либо «царь царей» или «король королей». Некоторые мусульмане в древности говорили о правителях «шах-ин шах» (царь царей). Подобные эпитеты запрещены в исламе, так как они являются аналогами выражения «Малик аль-мулюк» (царь всех царей), которым можно именовать лишь Всевышнего Аллаха. Однако нет ничего предосудительного в том, чтобы называть человека «сеййидом» (господином). Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) писал: «Знай, что господином называется каждый, кто имеет какую-либо власть. Также так называют людей с добрым нравом и благородными качествами. Разрешено называть этим эпитетом правителя, мужа или просто щедрого, благородного человека. Есть множество хадисов, где достойные люди названы господами».
5. «Аллах – свидетель этого!» Некоторые люди в древности, не желая клясться Аллахом и выполнять затем искупление клятвы при ее нарушении, говорили: «Аллах – свидетель этого!» или «Аллах знает, что это было именно так!» Ученые не видели ничего предосудительного в произнесении подобных выражений, если человек уверен в том, что он говорит. Если же он сомневается и не знает точно, было то, о чем утверждает, или нет, то категорически запрещается говорить подобное. Сомневаясь в чем-либо, утверждать, что Аллах является свидетелем истинности произошедшего, является клеветой на Аллаха. Таким же образом людям необходимо остерегаться неуместных и праздных клятв именем Аллаха, ведь это является неуважением к Господу.
«аль-Азкар», имам ан-Навави
Автор: Валиулла Галимов