Вся наша жизнь состоит из общения. В любое время и в любом месте мы вступаем в контакты с людьми, хоть по желанию, хоть вынужденно. Развитие технологий сильно влияет на характер наших коммуникаций. Они становятся круглосуточными, легкодоступными и публичными (охватывают всё большее количество лиц).
Сегодня дистанционно мы выходим на связь уже не с отдельными людьми, но с целыми виртуальными коллективами - родственниками, согруппниками, сослуживцами, родителями одноклассников наших детей и т.п. Чатов, объединяющих людей по каким-то признакам, сегодня большое множество. Ну кто не состоит хотя бы в одном из них?! Именно о наших контактах в общих группах различных мессенджеров и пойдёт речь.
Адабы (этикет) общения мусульман
Для мусульманина в любом общении важно помнить об исламском этикете (адабах). При этом, не имеет значения, как мы контактируем - вживую или виртуально.
Мусульманские нормы общения оговариваются в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему):
• соблюдение безопасности окружающих: «Настоящий мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (имамы ат-Тирмизи, Насаи).
• умение ставить себя на место других: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе» (имам Ахмад)
• отзывчивость: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение» (имам аль-Бухари).
• правдивость: «Клеветник в Рай не войдёт!» (имамы аль-Бухари, Муслим).
• моральная поддержка окружающим: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих» (имам ат-Табарани).
• вежливость и мягкость: «Лучшими из числа верующих являются те, у кого лучший нрав” (имамы Ибн Маджа и аль-Хаким).
Рекомендации для общения в группах он-лайн
Поведение мусульманина в он-лайн группах или чатах, как и помимо них, должно быть адекватным, продуманным и вежливым. Ведь спрос в Судный День коснётся земной жизни в целом.
Поэтому, исходя из адабов, можно посоветовать:
1. Став участником группы, приветствовать её членов. Если администратор группы вас не представил, то полезно сделать это самому (коротко, с учётом тематики группы, например: “Я родитель такого-то ученика нашего класса”, “Я сотрудник компании с такого-то года” и пр.);
2. Важно общаться в группе исключительно по теме, по которой объединились участники. Не нужно поднимать побочные темы, а также пересылать посты, не имеющие отношения к работе группы.
Если вы располагаете полезными, на ваш взгляд, сведениями, то необходимо предварительно уточнить их достоверность. Если это невозможно, правильно будет вообще отказаться от их тиражирования;
3. Стоит помнить об удобстве личных сообщений. Например, при необходимости обратиться к кому-то одному из участников группы, логичнее сделать это в личном сообщении (чтобы не отвлекать остальных).
Если в чате вы задали вопрос, ответ на который, скорее всего, будет неинтересен другим участникам, то оговорите, чтобы желающие отвечали вам лично;
4. Необходимо следовать правилам вежливости: здороваться, благодарить, извиняться, если доставили неудобство участникам;
5. Необходимо избегать в чате негатива, ссор, споров. А также - обсуждения кого-либо из участников группы. Если с кем-то возникло недопонимание или проблема, следует общаться с тем человеком напрямую, не делая свидетелями других членов группы;
6. Важно соблюдать режим общения в группе, если таковой установлен администратором. То есть не тревожить людей в “часы тишины”
7. Если есть необходимость покинуть группу, то считается вежливым, объяснить вкратце причину выхода и попрощаться с участниками. Этого можно не делать, если группа потеряла актуальность и её работа перестала поддерживаться (например, родительский чат после окончания детьми школы);
8. И главный момент, который всегда должен быть в поле зрения мусульманина, это ният (намерение). Он правильный, если чистый, т.е. только ради Аллаха. И в общении с людьми это никак не исключение!
Гузель Ибрагимова
islam-today.ru