Всевышний Аллах сделал для Своих рабов покаяние лекарством от грехов. Верующий, совершивший дурной поступок, может обратиться к Всевышнему и покаяться в совершённом грехе, ведь Господь обещал принять их покаяние.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
إِنَّمَا التَّوْبَةُ عَلَى اللَّهِ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السُّوءَ بِجَهَالَةٍ ثُمَّ يَتُوبُونَ مِن قَرِيبٍ فَأُولَئِكَ يَتُوبُ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَكَانَ اللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا
(смысл): «Ведь Аллах дал обещание принимать покаяние у тех, кто совершает грех по неведению, а потом печалится и сразу кается. У них Аллах принимает покаяние. И, поистине, Аллах – знающий и мудрый». (сура Ан-Ниса: 17)
Но Всевышний Создатель не принимает покаяние у грешников, которые, совершив злодеяния, только перед смертью печалятся о содеянном и желают покаяться в этот момент или вовсе умирают в неверии. Таких людей в Ахирате ждут лишь мучительные страдания.
Всевышний Аллах в этой же суре далее сказал:
وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَاتِ حَتَّى إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الْآنَ وَلَا الَّذِينَ يَمُوتُونَ وَهُمْ كُفَّارٌ أُولَئِكَ أَعْتَدْنَا لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا
(смысл): «Но не принимается покаяние тех, которые продолжают совершать грехи, и только когда приходит к нему смерть, он говорит: "Я каюсь теперь в своих грехах". И также нет покаяния для тех, которые умирают, будучи неверными. Таким (упорно грешащим и неверующим) Мы уготовили мучительное наказание». (сура Ан-Ниса: 18)
От ‘Абдуллаха бин ‘Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ الله يَقْبَلُ تَوبَةَ العَبْدِ مَا لَمْ يُغَرْغِرْ
«Поистине, Всевышний Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы». (Имам Ахмад, 6160; Тирмизи 3537, Ибн Маджах, 4253, Ибн Хиббан 628).
В этих двух аятах Всевышний Создатель разъясняет нам, у каких рабов принимается покаяние и у каких не принимается. Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в вышеприведённом хадисе указывает на людей, чьё покаяние не будет принято.
Покаяние представляет собой возвращение человека к своему Господу и к предписаниям религии после упущения и небрежного исполнения религиозных обязанностей, когда человек кается в содеянном вместе с намерением более не возвращаться к нему.
Искреннее покаяние очищает раба от тех его грехов, которые не касаются других людей. Если же его грех так или иначе затрагивает другого человека, согрешивший должен загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.
А если речь идёт о присвоенных или украденных деньгах, иных материальных ценностях, то их следует вернуть владельцу. В случае невозможности вернуть конкретное присвоенное имущество необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.
Если же дело касается клеветы или любого иного греха, который в соответствии с постановлениями шариата подлежит обязательному наказанию (хадд), то виновному следует добровольно дать подвергнуть себя этому наказанию или испросить прощения у потерпевшего.
Если же грех связан с возведением поклёпа на другого человека (высказывания в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно), то виновному следует попросить прощения именно у потерпевшего. То есть следует сообщить ему лично о том, что говорилось за его спиной, и попросить у него прощения за это.
Здесь же речь идёт о принятии Всевышним покаяния у той или иной категории людей. Аллах обещал принять покаяние раба, если оно искреннее, но для некоторой категории людей Он ввёл исключение в этом вопросе, ибо они возвращаются к своему Создателю очень поздно.
Такое же решение действительно в отношении человека, который после покаяния возвращается к грехам и продолжает грешить до предсмертного момента. Однако если он и после этого успеет искренне покаяться – до момента, пока не начнёт издавать предсмертные хрипы, есть надежда, что Всевышний Аллах примет его покаяние. Поэтому разумный человек не откладывает покаяние. Как только он случайно или преднамеренно совершит что-либо, противоречащее религии, ему следует сразу же покаяться в этом, ведь никто не знает, где его ждёт смерть и когда за ним придёт ангел смерти.
Более того, откладывание покаяния делает сердце верующего чёрствым, веру – слабой, а отношение к грехам – небрежным. Соответственно, эти грехи могут стать привычными деяниями для него.
Если грешник не покаялся до момента приближения смерти, его покаяние во время агонии не будет иметь пользы, каким бы искренним оно ни было. В этот момент он осознает, что у него нет больше шанса вернуться в этот мир, нет больше надежды на жизнь и он лишь от безысходности своего положения вынужден вернуться к Аллаху.
Однако Всемогущий и Всезнающий Господь не принимает такое покаяние, ибо это своего рода насмешка над религией Аллаха. Ведь когда он имел свободу выбора, Создатель предлагал ему покаяться, но он отказался.
В итоге выходит, что Всевышний Аллах не принимает покаяние у двух категорий людей:
1. тех, кто совершает большие и малые грехи и продолжает совершать их без сожаления и покаяния вплоть до момента смерти и, только увидев ужасы смерти, возвращается к Господу. Множество аятов Священного Корана подтверждают это.
Причиной непринятия их покаяния в момент смерти является то, что они делают только от безысходности. Когда же у них была свобода выбора, они творили, что желали, и не приносили покаяние в то время, когда оно ещё могло быть принято;
2. те, кто умер в неверии (да защитит нас Всевышний Аллах). Эти люди отказались уверовать в Аллаха и Его Посланника ﷺ в нашем мире, поэтому в Ахирате им нет снисхождения.
Также в этих аятах Всевышний Аллах разъяснил, какое мучительное наказание в последующем ждёт тех, у кого не будет принято покаяние. Ведь они не вняли предписаниям своего Господа и раз за разом возвращались к грехам, не вспоминая при этом о покаянии.
Да не сделает Всевышний Аллах так, чтобы мы оказались в числе людей, чьё покаяние не принимается.
Муслим Абдулаев