Почему мусульмане не занимают места на кладбище?
Почему мусульмане не занимают места на кладбище?

В похоронных обрядах есть множество нюансов, один из них связан с местом захоронения человека. Так как в последнее время участились случаи резервирования  мест на общественных кладбищах, мы публикуем материал, в котором разбирается дозволенность этого действия. 

Вопрос: Можно ли мусульманину занимать для себя место на общественном кладбище?

Ответ:

Мусульманину не разрешено занимать место на общественном кладбище, чтобы его похоронили именно там. То есть, у него нет права преимущества на захоронение именно в указанном им месте.

Мусульманин может изъявить желание быть похороненным на том или ином месте на кладбище и даже как-то обозначить (подготовить) его для себя, как назидание о смерти. Но он должен учитывать, что на отмеченной им площади может быть похоронен любой человек, при этом испрашивать разрешения у подговившего место и оплачивать его труд не надо.

Аргументация:

‌‎عبارة حاشية الشرواني: ولا يكره أن يعد لنفسه قبرا يدفن فيه قال العبادي: ولا يصير أحق به ما دام حيا مغني وأسنى قال ع ش: أي فلغيره أن يسبقه إلى الدفن فيه ولا أجرة عليه لأجل حفره م ر اهـ وظاهر أنه في القبر المعد في غير ملكه وإلا فليس لغيره أن يسبقه في الدفن فيه بل قضية ما يأتي في تعيين الكفن المعد أنه لا يجوز لوارثه دفنه في غيره بلا عذر فليراجع.(1)

‌‎عبارة نهاية المحتاج: قال أي الزركشي: ولو أعد له قبرا يدفن فيه فينبغي أن لا يكره لأنه للاعتبار(2)

(1) См.: Хашия аш-Ширвани, т. 3, с. 152

(2) См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 4, с. 464

Отдел фетв Муфтията РД

Дозволено ли помещать фотографию покойного на могильный камень?

Ответ: По Шариату, поминовение усопшего считается Сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Для мусульман считается святым делом сохранение в надлежащем порядке могил и периодическое их посещение. Большим грехом является возведение на могилах каких-либо строений, мечети, совершение намаза или  вытаптывание захоронения. В последнее время все чаще правоверные устанавливают на могилах своих близких громоздкие надгробия с портретами усопших.

В свое время Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) запретил сподвижникам развешивать в жилищах ковры с изображениями одушевленных существ. Считалось, что ангелы будут сторониться подобных жилищ и не станут искать утешения и отдохновения в таких домах. Точно также ангелы не станут прилетать и отдыхать на могильных камнях с портретами и, наоборот, эти надгробия облюбуют шайтаны и будут устраивать там свои пиршества. Таким образом, на могильном камне достаточно указать имя, отчество и фамилию покойного, а также годы его жизни, а вот крепить фотопортрет считается большим грехом.

Известен хадис Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в котором говорится: «Посещайте могилы своих близких, потому как в это будет вам напоминанием о смерти». Каждый мусульманин перед посещением кладбища должен совершить омовение и прочитать два рака’ата намаз. В обоих рака’атах сначала читается сура «Фатиха» и «Аят Трона». После чего три раза читается сура «Ихлас» и совершается ду’а вознаграждение, от которой посвящается душе покойного. Только после этого стоит отправляться на кладбище. На могиле принято читать следующую ду’а: لسَّلامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ يرحم الله المستقدمين منا والمستأخرين, وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحِقُونَ Смысл: «Приветствую обитателей этого пристанища муэминов и мусульман. Пусть Всевышний ниспошлет свою милость всем тем, кто упокоился здесь прежде и всех тех, кто почиет после. Иншаллах, мы также будем в их числе». После чего читают суру «Ясин», произносят тасбих, затем читают ду’а и посвящают ее душе покойного.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и  рекомендации»


Аскар ИскаковАскар Искаков
5 лет назад 2660
0 комментариев
О блоге