Облегченная инструкция совершающим хадж
Облегченная инструкция совершающим хадж

У ученых есть три мнения относительно шариатского постановления Стояния в Муздалифе:

 
  1. Стояние в Муздалифе является обязательным (ваджиб):

В случае не соблюдения этого обряда, в качестве искупления закалывается животное.

Т.е., паломник должен стараться совершить этот обряд. Но в случае невозможности его исполнения, это не повлияет на правильность его хаджа. При условии, что он заколет животное в качестве искупления. В отличие от стояния на Арафате, неисполнение которого делает его хадж недействительным.

Это мнение большинства ученых, среди которых четыре общепризнанных имама: Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафии и Ахмад.

Муздалифа

Ан-Навави в своей книге «аль-Маджму» писал: «Так говорил аль-Кади Абу ат-Тайиб и другие шафиитские ученые: «Так говорило большинство ученых из первых и более поздних поколений».

Их довод: 

— Хадис Урвы ибн Мидрас, да будет доволен им Аллах, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Тот, кто пришел на Арафат ночью (с 9-е на 10-е Зуль Хиджа) или днем (имеется ввиду, день 9-е Зуль Хиджа) и застал с нами эту молитву (утреннюю, 10-го числа или праздничную) – тот завершил свое паломничество и выполнил все его обряды». [1]

— Хадис Абдурахмана ибн Яумара ад-Дильмий, да будет доволен им Аллах, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пояснил: «Паломничество того, кто прибыл к Арафату, хотя бы и в последней части ночи жертвоприношения (ночь с 9 на 10 Зуль Хиджа), прямо перед рассветом, является завершенным».[2]

Понятно, что стоящий на Арафате в последнюю часть ночи жертвоприношения человек, не мог ночевать в Муздалифе по определению и, несмотря на это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в вышеприведенном хадисе сказал, что Хадж этого человека является полностью завершенным.

  1. Стояние в Муздалифе является основным столпом паломничества (рукн), без которого он не будет завершенным:

Тот, кто упустил возможность заночевать в Муздалифе, тем самым делает недействительным свой хадж. В этом случае он должен совершить Умру для выхода из состояния ихрама.

Ибн аль-Кайим в своей книге «Зэд аль-Маад» писал: «Это мнение двух сподвижников: Ибн Аббаса и Ибн аз-Зубейра. Также этого мнения придерживались Ибрахим ан-Нахий, аш-Шаабий, Илкыма и аль-Хасан аль-Басрий. Также этому мнению следовали аль-Аузаий, Хаммад ибн аби Сулейман, Дауд ибн Али аз-Захирий и Аби Убайд аль-Касим ибн Салям. Это мнение – выбор Мухаммада ибн Джарира и Мухаммада ибн Хузейма и одно из мнений ученых шафиитского мазхаба».

В книге «аль-Маджму» говорится:

«Пятеро из числа табиинов (последователи сподвижников) говорили: «Это один из основных столпов, без которого паломничество не будет действительным также, как и без стояния на Арафате. Так считал Илкыма, аль-Асвад, аш-Шаабий, ан-Нахий и аль-Хасан аль-Басрий. Также считали и Ибн Бинт аш-Шафии и Ибн Хузейма.

Ибн Хаджар в книге «аль-Хашия» писал: «К этому мнению склонялся Ибн аль-Мунзир, его же выбрал и ас-Сабкий».

Ан-Навави говорил: «А их доводом являются слова Всевышнего Аллаха: «…поминайте Аллаха в Заповедном месте (долина Муздалифа)».

И переданный от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадис: «Кто упустил ночевку в Муздалифе, тот упустил Хадж».

Затем Ан-Навави пояснил: «В айяте приказано поминать Аллаха. Это не является столпом по единогласному мнению ученых. Что касается хадиса, то ответить на этот довод можно двумя способами:

Первый: хадис недостоверный, более того, неизвестный.

Второй: даже если бы он был достоверным, то истолковать его можно было бы, как: незавершенный идеальным способом, а не незавершенный в принципе».

  1. Стояние в Муздалифе является сунной. При несовершении обряда стояния не обязательно совершать закалывание животного (искупление).

Это мнение некоторых Шафиитов:

Ан-Навави в книге «аль-Манасик» писал: «Когда люди прибывают в Муздалифу они остаются там ночевать. Эта ночевка является обрядом поклонения. Является ли оно обязательным или же это сунна? По этому поводу у аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, есть два мнения».

Также Ан-Навави писал в книге «аль-Маджму»: «Когда люди прибывают в Муздалифу, они там ночуют. Эта ночевка является обрядом поклонения по единогласному мнению ученых. Однако, является ли она обязательной или же это сунна? По этому поводу есть два известных мнения. Более правильное то, что этот обряд является обязательным. Второе мнение то, что это сунна».

Аль Хафиз писал в книге «аль-Фатх»: «Передается от Атаа, а также говорил аль-Аузаий, что закалывание животного точно не нужно делать, это просто стоянка, кто хочет останавливается там, а кто не хочет не останавливается.

Их доводом является то, что это место ночевки, которая считалась сунной, как и ночевка в Мине в ночь Арафа (с 8 на 9-е Зуль Хиджа). Это то, что они упомянули, однако это не является доказательством, это сравнение по аналогии. Также они приводили в доказательство хадис Абдурахмана ибн Яумара ад-Дильмий, да будет доволен им Аллах, смысл которого заключается в следующем: «Паломничество того, кто прибыл к Арафату, хотя бы и в последней части ночи жертвоприношения (ночь с 9 на 10 Зуль Хиджа), прямо перед рассветом, является завершенным».  Понятно, что человек, прибывший в Арафат в последнюю часть ночи жертвоприношения не может ночевать в Муздалифе, и Пророк не обязывал его закалыванием (как искуплением), а сказал: «…его паломничество является завершенным». Это указывает на то, что ночевка там – сунна. Также на это указывает хадис Урвы, а Аллаху ведомо лучше».

 

Время стояния и его характеристика

 

Есть два момента, которые многие люди путают между собой:

  1. Ночевка в Муздалифе в ночь жертвоприношения (с 9 на 10-е Зуль Хиджа) до времени наступления рассвета.
  2. Стояние в Муздалифе в день жертвоприношения после наступления рассвета.

Ночевка в Муздалифе является обязательной по мнению трех имамов – Малика, аш-Шафии и Ахмада. Ханафиты считают это сунной.

Стояние же в Муздалифе после утренней молитвы является сунной по мнению трех имамов, а ханафиты считают это обязательным.

 

Некоторые тексты для ознакомления

 

В книге «аль-Бадаи» говорится:

«Что касается времени стояния, то оно начинается с наступлением рассвета и заканчивается с восходом солнца (имеется ввиду 10 Зуль Хиджа). Тот, кто оказался в Муздалифе в это время – выполнил обряд стояния, неважно, ночевал он там или нет. Тот, кого в это время в Муздалифе не было – не выполнил обряд стояния. Это наше мнение (ханафиты), аш-Шафии говорил: «Это можно сделать во вторую половину ночи (с 9 на 10 Зуль Хиджа)».

В комментариях к книге «аль-Либаб» говорится:

«Мы (ханафиты) считаем, что ночевка там до рассвета является сунной муаккада (очень желательная сунна), но не обязательным, как считают шафииты. Это также не является основным столпом, как говорят об этом некоторые. Ночевкой считается проведение там большей части ночи. Стояние же там после рассвета мы считаем обязательным, а Аш-Шафии считает это сунной. Время стояния начинается с истинного рассвета в день жертвоприношения и продолжается до восхода солнца. Если же человек совершает стояние до наступления рассвета или после восхода солнца, то это не засчитывается. Необходимо находиться в Муздалифе какое-то время, даже если совсем недолгое. А лучше – с самого раннего рассвета и до полной зари (перед восходом)».

Ан-Навави в своей книге «аль-Манасик» писал:

«Эта ночевка является обрядом поклонения. Обязательно ли оно или же это сунна? У Аш-Шафии, да помилует его Аллах, по этому поводу есть два мнения. Если паломник ушел со стоянки после  полуночи или до этого, не важно, есть у него оправдание или нет, а потом вернулся до наступления рассвета, то нет необходимости в искуплении. А если он ушел из Муздалифы до наступления полуночи и не вернулся или же он вообще не приходил в Муздалифу, то его паломничество является завершенным, но ему необходимо совершить закалывание животного. Если скажем, что ночевка обязательная, то и закалывание является обязательным, а если мы говорим, что она является сунной, то и закалывание является сунной. Если паломник не прибыл в Муздалифу в первой половине ночи, но пробыл там какое-то время во вторую часть ночи, то это считается ночевкой. Так писал аш-Шафии в книге аль-Ум».

А в книге «аль-Кяфия» он писал:

«Ночевка в Муздалифе является обязательной, кто ее не совершит должен заколоть животное в качестве искупления. Уходить оттуда можно после полуночи, до этого времени этого делать нельзя. Кто ушел оттуда до полуночи, но потом вернулся ночью, тому не нужно совершать закалывание, а кто не вернулся — обязан это сделать. Если паломник пришел туда после полуночи, то ему не нужно совершать жертвоприношение».

В книге «аль-Мудаввана» передается мнение Малика:

«Кто пройдет через Муздалифу и не остановится там, должен совершить жертвоприношение. А если паломник сделает там остановку (на какое-то время, например, для совершения намаза), но потом уйдет оттуда, будь то в начале ночи или в конце, и не совершит стояния вместе с имамом (халифа мусульман или тот, кто его замещает), то этого будет достаточно и ему не нужно совершать закалывание».

Ад-Дардир говорил:

«Желательно заночевать в Муздалифе. Что касается остановки там, хотя бы на время разгрузки своих вещей (хотя бы условной), то это действие обязательное, при отсутствии которого необходимо совершить закалывание. Поэтому автор сказал: «Если он не остановиться там на время, равное разгрузки вещей с верхового животного до наступления рассвета, то ему необходимо совершить жертвоприношение, если только у него нет оправдания, а уехать оттуда желательно после утренней молитвы, когда еще темно. Желательно совершать стояние в «Заповедном месте» (мечеть аль-Маш’ар аль-Харам) до рассвета, восхваляя Аллаха и молясь за себя».

 

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод:

То, что подтверждено от Аш-Шафии и Ахмада:

Ночевка до второй половины ночи является обязательной для тех, кто прибыл туда до полуночи, если же кто-то не успел прибыть туда до этого времени, то достаточно провести там какое-то время во второй половине ночи.

Мнение Малика:

Ночевка в Муздалифе является сунной, что же касается того, чтобы пробыть там время, равное времени разгрузки своих вещей с верхового животного, то этот обряд является обязательным в любую часть ночи.

Мнение ханафитов:

Ночевка является сунной муаккада, а стояние там после утренней молитвы обязательно.

 

Шариатское постановление по поводу невыполнения обряда стояния

 

Мнение Абу Ханифы и аш-Шафии:

Если этому есть какое-либо оправдание, то в этом нет проблем.

Мнение Малика:

Нахождение там время, равное времени разгрузки своих вещей с верхового животного является обязательным, если человек этого не сделает, то он должен совершить закалывание.

В комментариях к книге «аль-Либаб» говорится:

«Ночевка там до рассвета является сунной муаккада, а стояние там после рассвета обязательно. Если он не совершит там обряд стояния, то ему надо принести жертву, даже если он пробыл там ночь, так как он не выполнил обязательное предписание. Если же паломник не смог этого сделать, по причине болезни или слабости из-за старости, или из-за того, что он слишком молод, или если женщина опасается давки, имея намерение сделать это, тогда восполнять ничего не нужно». 

 

В книге «аль-Бадаий» говорится:

«Что касается упущения времени, имея оправдание, то ничего восполнять не нужно, согласно хадису, в котором передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил из Муздалифа ослабленных людей и не обязал их искуплением. Если же это время упущено без какого-либо оправдания, то необходимо совершить закалывание, так как обязательный обряд не был выполнен без какого-либо оправдания».

Ан-Навави в книге «аль-Маджму» писал:

«Обязательное жертвоприношение, если ночевки не было вообще (если мы следуем мнению, что ночевка обязательна), касается того, у кого нет оправдания».

Также он говорил в книге «аль-Манасик»: «Если паломник не ночевал во время нахождения в Музадалифе, то он должен искупить это закалыванием. Если же он не ночевал в Муздалифе из-за оправдания, то он ничего не должен. А оправдание бывает нескольких видов:

 

Первое: Оправдание тех, кто поит паломников.

Второе: Оправдание пастухов верблюдов.

Третье: Другие виды оправдания, как например: оправдание человека, который боится потерять свое имущество, если останется ночевать или оправдание того, кто опасается за себя или имеющееся у него имущество, или оправдание того, кто находится с больным, который нуждается в уходе, или при наличии болезни, с которой тяжело ночевать и тому подобное».

Дардир говорил:

«Ослабленным из числа женщин, детей, больных и им подобных разрешается вернуться в Муздалифу, на ночевку ночью они могут уйти в долину Мина. Под облегчением не имеется в виду оставление ночевки полностью, как уже упоминалось выше: при отсутствии остановки нужно обязательно совершить закалывание».

Ад-Дасуки говорил:

«Облегчение в отношении ночевки в Муздалифе значит, что эти люди получат награду, как будто они там ночевали. При этом облегчение не означает, что стояние не является обязательным».

По поводу его слов: «После остановки в Муздалифе, на время, равное разгрузки своих вещей с верхового животного, на ночевку ночью они могут уйти в долину Мина, а если они там (в Муздалифе) не останавливались, то им необходимо совершить жертвоприношение. И это одинаково для всех. 

 

Желательные к исполнению обряды в Муздалифе

 

  1. Паломнику в день Арафата желательно спуститься с Арафата после захода солнца и не совершать там молитву-магриб, также желательно больше поминать Аллаха и произносить Тальбийю[3], согласно словам Аллаха: «Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того» (Коран, 2:200).
  2. При направлении в Муздалифу желательно пребывать в спокойном и достойном состоянии, не важно едет ли паломник верхом или идет пешком. Важно остерегаться причинения людям неудобств и не устраивать давки, следуя словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует«О, люди! Будьте спокойны! Благочестие не в спешке» (хадис передали Бухари и Муслим).

А если у него на пути спуск, то он может прибавить скорость, согласно сообщению от Усамы, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что Пророк, да благословит его Аллах                      и приветствует, ехал рысью (неспешно), а когда перед ним был спуск, ускорялся. (Хадис передали Бухари и Муслим).

  1. При достижении Муздалифы желательно помолиться до разгрузки вещей. Вечерняя и ночная молитвы (Магриб и Иша) совершаются вместе, в укороченном виде, с одним азаном и двумя икаматами, без дополнительных молитв между ними, согласно большому хадису от Джабира, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добрался до Муздалифы, совершил Магриб и Иша с одним азаном и двумя икаматами, между молитвами он не совершал тасбих (поминание Аллаха).
  2. Потом он ночует там до рассвета и совершает утреннюю молитву, как только наступит ее время.
  3. Потом он отправляется к «Заповедному месту» (холм, на котором в настоящее время стоит мечеть мечеть аль-Маш’ар аль-Харам), взывает к Аллаху или просто там стоит, восхваляет и возвеличивает Аллаха, говорит слова единобожия и взывает к Аллаху, повернувшись в сторону Киблы.

«Заповедное место» это небольшая гора Кузах в конце Муздалифы (там и стоит мечеть).

  1. Продолжает стояние до зари, во время стояния усердно поминает Аллаха и взывает к Нему.
  2. После рассвета желательно направиться из Муздалифы в Мину до восхода солнца.
  3. Когда он доберется до долины Мухассар[4], желательно прибавить скорость.
  4. Когда паломник выйдет из долины Мухассар по направлению в Мину желательно идти средней дорогой, которая приведет к аль-Акаба (большой джамарат[5]), руководствуясь хадису, который передал Джабир, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда достиг долины Мухассара немного ускорился и отправился по дороге, которая выходит к большому Джамарату. (Хадис передал Муслим).
  5. Желательным действием является постоянно произносить слова Тальбийи до тех пор, пока паломник не начнет кидать камни, согласно сообщению от аль-Фадля ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, в котором он сказал: «Я находился позади Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в группе по направлению в Мину. Он продолжал произносить слова Тальбийи до тех пор, пока не начал бросать камни» (Хадис передали Бухари и Муслим).

 

Выводы и рекомендации

 

  1. Ученые разошлись во мнениях по поводу того, какое минимальное время необходимо пробыть в Муздалифе. Малик и его ученики считали, что время совершения молитвы Магриба и Иша, а также время ужина – достаточный минимум нахождения в Муздалифе, даже если он покинет Муздалифа до полуночи. Некоторые также говорили, что необходимо разгрузить свои вещи.

Аш-Шафии и Ахмад считали, что после полуночи уже можно уходить. Этого будет достаточно. А если уйти до полуночи, тогда нужно обязательно совершить искупление в виде закалывания.

Абу Ханифа считал, что тот, кто уйдет оттуда до утренней молитвы должен совершить искупление в виде закалывания, так как время стояния, по его мнению, начинается после утренней молитвы.

  1. Желательно совершить молитвы Магриб и Иша с одним азаном и двумя икаматами, без дополнительных молитв между ними.
  2. В книге «аль-Маджму» говорится: «Все ученые единогласны в том, что путешественнику (паломнику) можно объединять молитвы Магриб и Иша и совершать их во время Иша. А если он совершит их во время Магриба и не на территории Муздалифа, то это допустимо по нашему мазхабу (шафиитский). Также это мнение Атаа, Урвы ибн аз-Зубайр, аль-Касима ибн Мухаммад, Саида ибн Джубейр, Малика, Ахмада, Исхака, Абу Саура, Ибн аль-Мунзира и Абу Юсуфа.

Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа, Мухаммад, Дауд и некоторые ученики Малика, считают, что до прихода в Муздалифу и до наступления времени молитвы Иша так молиться нельзя.

Разногласие происходит по причине объединения молитв. Является ли это действие обрядом паломничества или облегчением в путешествии? Мы считаем, что оно совершается по причине путешествия, а Абу Ханифа считает, что это часть обряда Хаджа».

Также автор говорит: «Некоторые представители нашего мазхаба говорят,  что молитву нужно отсрочить до прибытия в Муздалифу, за исключением случая, когда есть вероятность упустить время Иша, которое заканчивается в третью часть ночи, по более правильному мнению, и в полночь согласно другому мнению. Если есть такая вероятность, тогда нужно объединить молитвы и совершить их с людьми в пути».

  1. В книге «аль-Мугни» говорится: «Кто заночевал в Муздалифе, тому не разрешено уходить до полуночи. Если же кто-то ушел после полуночи, то он ничего искуплять не должен. Так говорил аш-Шафии».

Малик говорил: «Если паломник прошел через Муздалифу и не остановился (на какое-то время), то он должен совершить закалывание животного, а если он остановился там, то он ничего не должен и не важно, когда он оттуда ушел».

Желательно ночевать так, как это делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то есть оставаться там до утра, а потом совершать стояние пока не рассветет. Нет проблем, чтобы отправить ослабленных людей и женщин пораньше. Это мнение Атаа, ас-Саури, аш-Шафии, Абу Саур и представителей ханафитского мазхаба. Мы не знаем никого, кто был бы с этим не согласен. Ведь в этом есть проявление мягкости по отношению к ним, оберегание их от давки и следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

  1. В книге «аль-Маджму» автор пишет: «Желательно в Муздалифе набрать камней для их бросания в аль-Акабе».

Он поясняет: «Это следует сделать для того, чтобы при подходе к долине Мина паломника ничего не отвлекало от бросания камней. Хотя их (камни) можно набрать в любом другом месте.

Большинство ученых говорят, что набирают их ночью, чтобы не отвлекаться на это утром. Аль-Багавий напротив, говорил, что набирать их следует после утренней молитвы.

  1. Некоторые паломники не уделяют должного внимания молитве и поминанию Аллаха в Муздалифе, отвлекаясь на собирание там камней. Лучше ни на что, кроме молитвы не отвлекаться, и также после молитвы желательно сконцентрироваться на стоянии, поминании Аллаха и мольбе. Собирать камни лучше после вечерней и ночной молитвы, чтобы утром это не отвлекало от стояния или по дороге в Мину, как об этом упоминается в сунне в сообщении аль-Фадля ибн аль-Аббаса, да будет доволен ими Аллах, в котором говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, утром в день жертвоприношения сказал: «Собери мне камней». Я собрал для него камней размером с бобы. Это происходило в Мине.

Нет разногласий в том, что камни можно собирать, где угодно.

[1] Хадис передан в пяти книгах, ат-Тирмизи сказал, что этот хадис хасан, сахих (достоверный).

[2] Хадис передал ан-Насаи, его цепочка передатчиков сахих (достоверный).

[3] Тальбия – «Ляббейка Аллахумма лаббейк»

[4] В книге аль-Маджму говорится: Долина Мухассар не является частью Муздалифы или Мины, она находится между ними.

[5] Большой Джамарат – место проведения обряда кидания камней в праздничный день.

 

ОТ АВТОРА

В этой книге я попытаюсь представить паломникам разные мнения сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), табиинов, а также мусульманских ученых первых поколений мусульман, с целью выбора более облегченного метода выполнения обрядов хаджа, но одновременно и достоверные мнения (основанные на Коране и Сунне), с пониманием сподвижников и табиинов.

Я надеюсь, что этот труд поможет паломникам совершить праведный хадж.

В заключение, хочу выразить благодарность моей супруге Надежде (Амаль) Архиповой за помощь в составлении данной книги. А также моему брату и другу Андрею Рожнову за помощь в переводе материалов с арабского языка и уважаемому шейху Мухаммаду Амину Махмуду Абдульхакку за ценные советы и замечания.

Висам Али Бардвил,

Зуль-Ка’ада 1438 г.х.,

Август 2017 г.

Аскар ИскаковАскар Искаков
7 лет назад 2780
0 комментариев
О блоге