Насколько действителен джамаат-намаз, совершенный на расстоянии 1,5 метров друг от друга?
Насколько действителен джамаат-намаз, совершенный на расстоянии 1,5 метров друг от друга?

Вопрос. Ассаляму алейкум, хазрат! Некоторые братья после открытия мечетей отказываются приходить на джамаат-намаз, аргументируя это тем, что читать намаз в ряду на расстоянии 1.5 метров друг от друга – запретное новшество, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал соединять ряды. Что можно сказать этим братьям?

Ответ. بسم الله الرحمن الرحيم С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Действительно, выравнивание и соединение рядов так, чтобы не оставалось пустых мест между молящимися, является сильной сунной (сунна муаккада), в соответствии с хадисами Пророка, салляллаху алейхи ва саллям. Например, он говорил: إِذَا قَامَتِ الصَّلاةِ، فَاعْدِلُوا الصُّفُوفَ، وَحَاذُوا بِالْمَناكِبِ، فَإِنَّ اعْتِدَالِ الصُّفُوفِ مِنْ تَمَامِ الصَّلاةِ «Когда наступил намаз, выравнивайте ряды, прижимаясь [друг к другу] плечами. Поистине, выравнивание рядов – из совершенств намаза» («Муватта» Малика). Однако в сложившихся обстоятельствах из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции допустимо на время отказаться от выполнения этой сунны, согласно принципу Шариата «устранение вреда приоритетней получения пользы». Следование за имамом действительно из любого места мечети, даже если имам стоит у михраба в своем обычном месте, а второй человек стоит в противоположном конце мечети. Имам ас-Сарахси пишет в «аль-Мабсут» (2/117): لِأَنَّ جَمِيعَ الْمَسْجِدِ فِي حُكْمِ مَكَان وَاحِدٍ؛ وَلِهَذَا صَحَّ اقْتِدَاءُ مَنْ وَقَفَ فِي آخِرِ الْمَسْجِدِ بِالْإِمَامِ «Мечеть целиком имеет положение общего пространства. Поэтому действительно следование того, кто стоит в конце мечети за имамом [который стоит у михраба]». Более того, следование за имамом, стоящим в мечети, действительно даже в том случае, если молящийся стоит во дворе мечети при условии, что он узнает о действиях имама (например, через систему звукоусиления). Автор книги «аль-Бахр ар-раик» (1/385) имам Ибн Нуджейм пишет: وَفِي الْمُجْتَبَى وَفِنَاءُ الْمَسْجِدِ لَهُ حُكْمُ الْمَسْجِدِ يَجُوزُ الِاقْتِدَاءُ فِيهِ، وَإِنْ لَمْ تَكُنْ الصُّفُوفُ مُتَّصِلَةً وَلَا تَصِحُّ فِي دَارِ الضِّيَافَةِ إلَّا إذَا اتَّصَلَتْ الصُّفُوفُ «Сказано в книге «аль-Муджтаба»: Двор мечети имеет тот же статус, что и мечеть, и там можно совершать намаз, следуя за имамом, даже если ряды не соединены. Однако если [коллективный намаз] совершается в постоялом дворе [или любом другом здании, кроме мечети] можно следовать лишь при соединении рядов». Имеется в виду, что в мечети и на прилегающем к ней дворике действительно следование за имамом, даже если между имамом и молящимся большое расстояние. Однако вне мечети человек, стоящий в удалении от джамаата, не сможет следовать за имамом. Братьям же можете сказать, что совершение намазов джамаатом является сунной муаккада, близкой к ваджибу, так что из-за невыполнения одной сунны (соединения рядов) они отказываются от другой, более важной. И с чего они взяли, что соединение рядов важнее джамаат-намаза? И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀

С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

islam-today.ru

Аскар ИскаковАскар Искаков
4 года назад 2939
0 комментариев
О блоге