Какой аят Корана был ниспослан последним?
Какой аят Корана был ниспослан последним?

يَسْتَفْتُونَكَ قُلِ اللّهُ يُفْتِيكُمْ فِي الْكَلاَلَةِ إِنِ امْرُؤٌ هَلَكَ لَيْسَ لَهُ وَلَدٌ وَلَهُ أُخْتٌ فَلَهَا نِصْفُ مَا تَرَكَ وَهُوَ يَرِثُهَآ إِن لَّمْ يَكُن لَّهَا وَلَدٌ فَإِن كَانَتَا اثْنَتَيْنِ فَلَهُمَا الثُّلُثَانِ مِمَّا تَرَكَ وَإِن كَانُواْ إِخْوَةً رِّجَالاً وَنِسَاء فَلِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ أَن تَضِلُّواْ وَاللّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ (176)

«Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков». Если умрет мужчина, у которого нет ребенка, но есть сестра (родная или сводная), то ей (сестре) принадлежит половина того (наследства), что он оставил.  (Если произойдет противоположное этому, и умрет сестра, а брат останется в живых, то) он также наследует после нее, если у нее (сестры) нет ребенка (или родителей).  Если их (сестер) две (или больше), то им две трети того, что он (их брат) оставил (вне зависимости от их возраста). А если они братья и сестры, то мужскому полу – доля, равная доле двух женщин. Аллах объясняет вам это (истинные установления), чтобы вы не сбились (с верного пути в этих вопросах). И Аллах знает обо всем» (Ан-Ниса, 176). По поводу каляля в Коране имеется два аята в суре ан-Ниса. Одним из них является 12-й аят, в котором говорится: «Если у (умерших) мужчины или женщины, которые оставили наследство, нет родителей или детей, но есть брат или сестра (по матери), то каждому из них – одна шестая», а вторым является данный аят.

Поскольку первый из них был ниспослан зимой, то он известен как аятуш-шита, а данный аят был ниспослан летом, и поэтому известен как аятус-сайф [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 11/120]. В риваяте, переданном Хумайди от Джабира ибн Абдуллаха, сообщается, что Джабир ибн Абдуллах рассказывал: «Однажды, когда я тяжело болел, навестить меня пришел посланник Аллаха ﷺ и Абу Бакр (в риваяте Ибн Маджи говорится посланник Аллаха ﷺ, Абу бакр и Умар). В тот момент я находился в полубессознательном состоянии. Посланник Аллаха ﷺ попросил воды и совершил малое омовение, а оставшуюся воду вылил на меня. Благодаря этому я пришел в себя и сказал: «О, посланник Аллаха! Что ты прикажешь мне делать с моим имуществом?».

Он промолчал, ничего не ответив, пока не был ниспослан аят о наследстве» [Абу Бакр Абдуллах ибн аз-Зубейр аль-Хумайди, аль-Муснад, 2/516, хадис №: 1229]. В риваяте Абу Дауда вместо «аята о наследстве», сказано «был ниспослан аят «Они спрашивают тебя (о Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков»». У Вахиди в книге «Асбабун-Нузуль» хадис от Джабира передается следующим образом: «Когда я был болен, посланник Аллаха ﷺ пришел навестить меня. Рядом со мной находились семь моих сестер. В какой-то момент я потерял сознание. Посланник Аллаха ﷺ подул мне в лицо, и я пришел в себя. Я спросил: «О, посланник Аллаха! Могу ли я завещать две трети своего имущества своим сестрам?». Он ответил: «Да, можешь».

Я спросил: «А могу ли я завещать им половину?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, можешь». После этого он оставил меня и вышел, а затем вернулся и сказал: «О, Джабир! Я не думаю, что ты умрешь от этой болезни. Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором определил долю твоих сестер в твоем наследстве, в размере двух третей». Джабир говорил: «Аят: «Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков», был ниспослан в отношении меня» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 129; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/133].

В риваяте, переданном от Джабира ибн Абдуллаха, который приводит Табери, сообщается, что у Джабира было девять сестер, а также упоминается о том, что у него не было ни детей, ни живого отца. В соответствии с риваятом, переданным Саидом ибнуль-Мусаййебом, Умар, придя к посланнику Аллаха ﷺ, спросил (имея в виду наследство того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей): «О, посланник Аллаха! Аллах Всевышний не разъяснил этого?». И тогда был ниспослан этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 6/28]. В соответствии с риваятом, переданным от Бера ибн Азиба, этот аят является самым последним ниспосланным аятом Корана.

В другом риваяте, переданном от Бера, говорится: «Самой последней ниспосланной сурой является сура ат-Тауба, а самым последним ниспосланным аятом Корана является последний аят суры ан-Ниса в котором говорится: «Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков»» [Бухари, Тафсируль-Куръан, 27]. Данный аят был ниспослан в то время, когда посланник Аллаха ﷺ готовился отправиться в путь для совершения прощального хаджа [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/20].

Фото: shutterstock.com.

Автор: Islam Today


Аскар ИскаковАскар Искаков
3 года назад 2563
0 комментариев
О блоге