Конечно, каждый из нас может с убеждённостью сказать, что вера – это наш пропуск в Рай. И он будет прав. И что вера как таковая не различает людей в этом бренном мире. Однако данные убеждения не совсем верны. Или, лучше будет сказать, неполны.
Ведь Посланник Божий – Пророк Мухаммад ﷺ(1) – говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать другому того, чего желает себе».
Какой же в этом посыл? Основная тема данного хадиса(2) в том, что религия не ограничивается лишь обрядовой стороной, необходимо также правильно сосуществовать в социуме. Ведь Ислам не только регулирует религиозную часть жизни мусульманина, но и затрагивает абсолютно всю его деятельность.
Основная проблема современных мусульман в том, что мы разделяем религиозную и светскую составляющие жизни, в то время как для первых праведных мусульман вся жизнь была актом поклонения Господу. Для них не имело принципиального значения, чем они занимаются: научной деятельностью или торговлей, участвуют в военных походах и битвах или проводят время с семьями, общаются друг с другом или странствуют в далёких землях. Всю свою жизнь, в каждое её мгновение они помнили о Боге и выстраивали свои поступки в соответствии с Его законами.
Со временем изучение этого мира, взаимодействие с ним обособилось от поклонения Всевышнему. Последнее ограничилось лишь религиозными практиками. Сподвижники читали Коран(3) и претворяли посылы этого Божественного Писания в жизнь. Сейчас же люди ограничиваются лишь чтением Корана. Страшно наблюдать, как забывается со временем истинная ценность веры и как то, что изначально служило примером для всех людей на земле, становится новомодным хобби или даже увлечением.
Совершение благих дел
Если мы обратимся к тексту Священного Корана, то обнаружим множество аятов(4), описывающих обитателей Рая как тех, «которые уверовали и творили благие деяния». Смысл всех религиозных предписаний заключается в нравственном воспитании личности. Любая религиозная практика, будь то намаз, пост или милостыня, подарена нам самим Создателем этого мира в помощь нашему личностному и духовному развитию. Посредством неё мы меняем нашу жизнь в лучшую сторону.
Следовательно, упомянутое в Коране понятие «совершение благих дел» имеет самое широкое определение, включающее в себя весь список добрых дел, на которые мы, люди, только способны.
Во многих своих изречениях Пророк Мухаммад ﷺ напрямую связывал веру (иман) с положительными нравственными качествами человека. Посланник Божий ﷺ также отмечал, что обладатель высокой нравственности наиболее дорог ему самому, что именно такой человек будет находиться ближе всего к нему в Судный день.(5)
Благой нрав
Отсюда следует важный принцип, к которому подталкивает вера: это наш благой нрав.
Под нравом человека подразумеваются его поступки и помыслы. Разделить наши нравы и поступки настолько сложно, а влияние нашего нрава на поступки столь велико, что благоразумнее будет рассматривать их вместе. Как говорится, каждый человек подобен заполненному кувшину: тронь его – и польётся содержимое.
К большому сожалению, некоторым мусульманам кажется, что истинная вера и следование пророческому примеру выражаются лишь во внешних атрибутах и ритуалистике, а нравственность является второстепенным, неважным и даже необязательным элементом религии. Однако данная позиция в корне неверна. Ведь Посланник Господа ﷺ говорил: «Поистине, самая совершенная вера у того из вас, у кого наилучший нрав»(6), «Скромность и вера связаны вместе, и если одна из них возвышается, то возвышается и другая»(7). Следовательно, совершенство веры обязательно отражается на поведении, в то время как аморальность является признаком маловерия.
Обратите внимание, насколько связаны вера (то, что находится внутри каждого человека, нечто сокровенное) и наши межличностные отношения. Одно из принципиально важных качеств будущего обитателя Рая – доброжелательность. Причём не только к нашим близким и родным, но и вообще ко всем, с кем мы живём на этой планете.
Два ключевых момента
Так для чего же необходима вера (иман)?
Два ключевых момента в мусульманской доктрине вероубеждения – это вера в Бога и в Судный день. Связать свою веру с Аллахом означает принять Его существование, Его господство, Его исключительное право на поклонение, а также Его имена и атрибуты. К чему это приводит? К изучению. К наблюдениям. К анализу.
В то время как незнающий человек мысленно сфокусирован лишь на насущных задачах, знающий имеет возможность охватить ситуацию целиком. Обширно. Мусульманин в течение дня пятикратно абстрагируется от всего, что его беспокоит в этом мире, и концентрирует всё своё внимание на Создателе. Затем свежим взглядом возвращается к насущным задачам, отмечая ошибки и недочёты. Не в этом ли милость? Современные исследования свидетельствуют, что для наибольшей эффективности необходимо сначала нагрузить мозг задачей, а потом на время полностью абстрагироваться от неё.
Вера, осознание всей сложности строения нашего мира и жизни меняют мировосприятие, а, следовательно, меняют и нашу жизнь, наше отношение к ней. Так, к примеру, вера в ангелов даёт чувство безопасности и защищённости. А знакомясь с историями пророков и праведников, мы находим в них решения для наших жизненных ситуаций.
Вера в Господа и вера в Судный день связаны друг с другом и дают нам осознание, что мы будем отвечать за каждое своё действие.
Именно убеждённость в существовании и единственности Бога, истинности созданной Им вечной жизни придаёт земной жизни цельный смысл, отвечая на вопрос о том, что ждёт человека после неминуемой смерти. Именно вера придаёт человеку жизненные силы и энергию, мотивируя следовать возложенной на него Господом миссии, несмотря на все трудности. Именно внутренняя мотивация лежит в основе всех человеческих поступков.
Приносить пользу людям
Вера в Аллаха и Судный день даёт человеку надежду на следующую жизнь. Если же человек не верит, то старается убежать от смерти, погасить этот страх мимолётными развлечениями и удовольствиями. Веря же, человек начинает жить осознанно, осознавая, что эта жизнь – время испытаний. Искренне верующий во Всевышнего и Всезнающего Бога, убеждённый в истинности воздаяния в Судный день, будет сторониться любых проявлений зла и безнравственности, стараясь наполнить свою жизнь лишь добродетелью, посвятит свой земной путь служению Господу через служение людям.
Ведь Посланник Всевышнего ﷺ говорил: «Лучший из вас тот, кто больше всего приносит пользу людям»(8).
Таким образом, истинное «назначение» веры, её ценность, заключается именно в мотивации совершения благих дел. При их совершении наш мир наполняется радостью, а взаимоотношения между людьми улучшаются. Вера (иман) подталкивает человека к действиям. А наши положительные поступки очищают наш внутренний мир, нашу душу. Таким образом, эта взаимосвязь двух факторов (веры и поступков) являет собой здоровую систему взаимодействия с окружающим миром, коротко называемую благонравием.
Рустем Халиулин
(1) После упоминания Пророка Мухаммада ﷺ необходимо произносить: «Салла-л-Ла́hу ала́йhи ва саллям», что в переводе на русском означает: «Мир ему и благословение Аллаха».
(2) Хадис – мусульманский термин, обозначающий истории о Пророке Мухаммаде ﷺ, содержащие его высказывания либо описание его действий.
(3) Коран – священная книга, Божественное откровение, переданное человечеству через Пророка Мухаммада ﷺ.
(4) Аят – мусульманский термин, обозначающий предложение в Коране.
(5) Аль-Хайсами. Указ. соч. С. 24, хадис № 12686.
(6) Абу Дауд, 4682.
(7) Аль-Мунзури. Ат-Таргиб ва ат-тахриб мин аль-хадис аш-шариф. Т. З. – Бейрут: Дар аль-китаб аль-ильмия. – С. 269, хадис № 3998.
(8) Ас-Суюти. Аль-Джами ас-сагир, хадис № 5600.
Рустем Халиулин