Вопрос от Рушана: Что можно, а что нельзя писать на надгробных камнях?
Ответ: Для того, чтобы могилы алимов и праведников не были потеряны, на них можно устанавливать каменные надгробия с указанием их имен. В изголовьях могил обычных людей можно устанавливать камни с их именами, чтобы их могилы можно было найти среди других. В этом нет ничего предосудительного. Однако на могильных камнях не следует писать аяты из Корана. Исламские факихи запрещали писать на надгробиях аяты из Корана, по той причине, что эти камни могли упасть на землю или расколоться, и тем самым было бы принижено значение аятов (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, III/493). Несмотря на то, что нанесение различных надписей на могильные камни, за исключением имени умершего, запрещено и в хадисах, сегодня во многих мусульманских странах и в особенности в Турции можно увидеть множество помпезных надгробий, на которых высечены, стихи, аяты из Корана и хадисы. Все это возникло впоследствии, то есть относится к категории новшеств, и противоречит духу ислама. Когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) умер его сын Ибрагим, а также когда в Медине умер первый мухаджир Осман ибн Мазун (радыйаллаху анху), на их могилах были установлены небольшие камни, чтобы их можно было найти. Исходя из этих действий посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), алимы вынесли хукм о том, что на могиле умершего может быть установлен могильный камень с именем умершего и датой его смерти (Сунану-Тирмизи, II/236). Исходя из вышесказанного следует, что в соответствии с сунной могила должна иметь вид небольшого холма, а в изголовье следует установить камень с именем умершего и датой его смерти. Иных надписей, например, хвалебных высказываний или аятов, на этом камне быть не должно.
Islam-Today