За всю историю человечества Всевышний Аллах отправил к людям больше 124 тысяч пророков, а избранным среди них он ниспослал Писания, по которым они должны были призывать людей к истине и судить между ними. Ни одно из этих Писаний не сохранилось до наших дней в своем истинном облике, все они были искажены и испорчены людьми, которые не смогли сохранить свою веру и религию.
Последнему из посланников, пророку Мухаммаду (с.а.с.), Всевышний Аллах ниспослал Благородный Коран, который Он обещал сохранить до Судного дня: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр, 9). Аллах оберегал коранические откровения, когда они ниспосылались на землю, и будет оберегать их всегда. Откровение Корана оберегалось при ниспослании от подслушивания шайтанами, а затем после завершения ниспослания они оберегались и оберегаются от добавления, убавления и искажений, а его смысл – от ошибочных толкований.
Во время Пророка (с.а.с.) Коран оберегался разными способами:
1. Лучшие способы в ниспослании откровения. Всевышний Аллах ниспосылал Своему Пророку (с.а.с.) коранические аяты таким образом, чтобы ему было легче их выучить и сохранить в своем сердце. Посланник Аллаха (с.а.с.) так описывал получения им небесного откровения: «Иногда приходящее ко мне откровение подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит» (аль-Бухари и Муслим).
2. Прочтение Корана вместе с ангелом Джабраилем (а.с.). Каждый год в месяц Рамадан ангел Джабраиль (а.с.) прочитывал Коран полностью вместе с божьим посланником. В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Аббасом (р.а.), говорится: «Пророк был самым щедрым из людей, а наиболее сильную щедрость он проявлял в Рамадан, когда ему являлся Джабраиль. Джабраиль являлся ему каждую ночь Рамадана, чтобы преподавать Коран. В эти дни Пророк (с.а.с.) был щедрее вольного ветра» (аль-Бухари).
3. Записывание откровения. Одним из способов сохранения Корана было записывание его аятов и сур сподвижниками. Всего около сорока сподвижников записывали коранические откровения. Среди них были Абу Бакр, Умар, Усман, Зейд ибн Сабит, Абдуллах ибн Са'д, Му'авия и другие. Коран записывался на кусках кожи и различной материи, листьях пальм, костях и плоских камнях, а чернила изготавливались из сажи и копоти. Сообщается также, что после ниспослания определенной части Корана Пророк Мухаммад (с.а.с.) указывал сподвижникам, куда именно следовало ее вписать. Зейд ибн Сабит (с.а.с.), известный среди сподвижников как «Писарь откровения», говорил: «Я записывал откровения, которые ниспосылалиь Пророку (с.а.с.). Во время передачи откровений, он чувствовал сильный жар и капли его пота катились вниз по его телу словно жемчуг. Когда это состояние прекращалось, я приносил плечевую кость или часть чего-то еще. Он начинал диктовать, а я записывал это. Когда я заканчивал писать, он велел мне: «Читай!» – и я читал ему. Если в нем был допущен какой-либо пропуск или ошибка, он исправлял это, после чего я выносил записанное к людям».
4. Запрет на записывание хадисов. Пророк (с.а.с.) запрещал сподвижникам записывать свои хадисы, чтобы его слова не смешивались со словами Аллаха. Он говорил: «Не записывайте за мной, а тот, кто записал что-либо, помимо Корана, пусть сотрет это. Передавайте хадисы людям, ибо в этом нет ничего такого» (Муслим). Этот запрет был только в начальном периоде, после чего был отменен. Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) обратился с наставлением к людям. Среди них был человек по имени Абу Шах из Йемена, который сказал: «Запиши это для меня, посланник Аллаха». Пророк велел сподвижникам: «Запишите это для Абу Шаха» (аль-Бухари). Также сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (с.а.с.) подошел Абдуллах ибн Амр и рассказал, что некоторые сподвижники запретили ему записывать его хадисы. Пророк, указав ему на свой рот, сказал: «Записывай! Клянусь Аллахом, отсюда не выходит ничего, кроме истины!» (Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими).
5. Побуждение к изучению Корана. Посланник Аллаха (с.а.с.) побуждал своих сподвижников изучать Коран, заучивать его наизусть и обучать его других: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (аль-Бухари). Кроме того, божий посланник давал преимущества тем, кто лучше других знал Коран. Имамами в молитвах он велел становиться знатокам Корана, он ставил их во главе военных отрядов, а также велел первыми закапывать их тела в братских могилах. Однажды Пророк (с.а.с.) собрал военный отряд, чтобы отправить их в поход. Встав перед ними, он начал спрашивать их о том, сколько сур они знают. Когда очередь дошла до самого молодого среди них, он спросил: «Сколько ты знаешь из Корана?» Парень ответил: «Столько-то и суру «Корова». Пророк спросил: «Ты знаешь суру «Корова». Тогда тебя я назначаю амиром отряда» (ат-Тирмизи).
Все эти методы практиковались во времена Пророка (с.а.с.). Что касается эпохи сподвижников, то сохранение Корана главным образом было осуществлено двумя способами: Собрание Корана во время правления Абу Бакра Когда сподвижники стали бояться, что со смертью знатоков Корана в сражениях может утеряться божественное откровение, Абу Бакр (р.а.) решил собрать Писание Аллаха в единый мусхаф. Он поручил это ответственное дело Зейду ибн Сабиту (р.а.), который впоследствии рассказывал: «Абу Бакр однажды вызвал меня к себе и сказал: «Ты умный юноша, и мы не подозреваем тебя во лжи или забывчивости, и ты обычно записывал то, что снисходило на посланника Аллаха в божественном откровении. Поэтому, разыщи Коран и собери его». Клянусь Аллахом, если бы Абу Бакр (р.а.) приказал мне сдвинуть гору, это не было бы труднее, чем то, что он приказал мне относительно собрания Корана. Я сказал ему и Умару (р.а.), который стоял рядом с ним: «Как вы решились сделать то, что не сделал Пророк?» Абу Бакр (р.а.) сказал: «Клянусь Аллахом, это (действительно) хорошее дело». Так я спорил с ним, пока Аллах не открыл мне сердце к тому, к чему Он открыл сердца Абу Бакра и Умара. Так я начал искать материалы Корана и собирать их, написанные на кусках пергамента, костях, листьях финиковой пальмы и сохранившиеся в памяти людей (знавших его наизусть)».
Собрание Корана во время правления Усмана
Когда мятежники окружили дом Усмана ибн Аффана (р.а.), они обвинили его в реформаторстве и в том, что он противоречит сунне Пророка (с.а.с.). Третий праведный халиф сказал им то, на что они не смогли ничего противопоставить: «Коран – речь Аллаха, а Аллах Един. Я объединил мусульман вокруг Корана и запретил им вести споры в отношении него. Причем моя работа была продолжением работы Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) по сбору Корана».
Итак, Коран во время правления Абу Бакра был собран в единый мусхаф с учетом диалектов различных арабских племен. Он имел до семи разновидностей чтений (кираатов), достигших абсолютной достоверности. Сподвижники, читавшие Коран по одному виду чтения (кираата), разъехались по различным исламским регионам и обучали его жителей Корану именно по тому кираату, на котором они читали. Такой плюрализм в чтении создал смуту между жителями разных городов. Одни стали обвинять других в противоречии и искажении Корана. Даже мусульмане, находящиеся возле халифа стал спорить друг с другом по этому поводу. Усман говорил: «Вы, находясь тут, возле меня, умудряетесь спорить, значит, дела тех, кто находится в провинциях, еще хуже».
Повелитель правоверных принял решение копировать и размножить Коран. Для этого он создал комиссию из четырех сподвижников: Зейда, Абдуллаха ибн Зубайра, Саида ибн аль-Аса и Абд ар-Рахмана ибн аль-Хариса, которые записали Коран на диалекте курайшитов. Однако они не писали огласовки и диакритические знаки, что позволяло записывать одинаково слова, которые читались по-разному.
islam-today.ru