Огромной популярностью пользовались на всем Ближнем и Среднем Востоке труды крупнейшего мыслителя восточного средневековья, выдающегося среднеазиатского ученого-энциклопедиста Абу Насра Мухаммада ибн Узлуга ибн Тархана ал-Фараби (873-950). Родился Фараби в семье военачальника из тюркского племени карлуков в местности Фараб, расположенной в районе впадения реки Арысь в Сыр-Дарью. Здесь же он получил начальное образование, которое продолжил в Бухаре, а затем в Багдаде. До своего переезда в столицу халифата Фараби посетил кроме Бухары, Шаш (Ташкент), Самарканд, Исфахан, Хамадан, Рей (Тегеран). Большую часть своей жизни Фараби прожил в Багдаде, а также в Сирии, городах Дамаске и Халебе (Алеппо), где в полной мере проявились его творческие возможности и раскрылся талант разностороннего ученого. Научные интересы Фараби охватывали всю систему современных ему гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Заслугой ученого является то, что в условиях господства догм ортодоксального мусульманства он не только сумел разработать, но успешно применил научный рационалистический метод познания, основанный на познавательных способностях человека и логическом мышлении, создал первую наиболее полную в эпоху средневековья классификацию наук, считавшуюся энциклопедией тогдашних научных знаний, внес большой вклад в теорию музыки, медицину, государстоведение, учение о нравственности. В центре его внимания находились прежде всею теоретические аспекты и философские проблемы развития и научного познания. Именно за приверженность философии и глубокое проникновение в суть сложнейших философских проблем получил Фараби титулы “ал-муаллим ас-Сани“ – второй (после Аристотеля) учитель” и “Аристотель Востока”. В этот период Аристотель пользовался в странах Ближнего и Среднего Востока славой первого ученого и выдающегося мыслителя, перед научным авторитетом которого преклонялись и у которого учились греческой мудрости все прогрессивно мыслящие люди. Сам Фараби в первые годы научной деятельности в Багдаде, осваивая античное наследие, написал множество комментариев-парафраз к трудам греческих ученых. В настоящее время историками науки выявлены названия более 160 работ принадлежащих перу Фараби. Подавляющую часть его трактатов из числа дошедших до нас составляют оригинальные научные труды по самым различным отраслям знания. Таким образом, в трудах Фараби нашли свое отражение почти все проблемы средневековой науки. Как крупное явление в истории духовной культуры, созданная им общественно- философская система оказала огромное влияние на дальнейшее развитие естественнонаучной и гуманитарной мысли в Средней Азии, на формирование мировоззрения Беруни, Ибн Сины, Насира Хосрова, Низами, Омара Хайама, Улугбека, Джами, Алишера Навои, Бедиля, Ахмада Дониша и других среднеазиатских мыслителей, писателей и поэтов. Книги Фараби получили самое широкое распространение в странах Ближнего и Среднего Востока. Ныне они хранятся в многочисленных государственных и частных рукописных собраниях Санкт-Петербурга, Ташкента, Душанбе, Баку, Казани, Каира, Бейрута, Дамаска, Стамбула, Лейдена, Лондона, Парижа, Мадрида, Нью-Йорка, Хайдарабада, Тегерана и многих других городов. В Ташкенте, в фондах Института востоковедения АН Узбекистана хранится редкая сборная рукопись (инв."2385), переписанная в XVII вв., которая наряду с переводами сочинений Аристотеля, Александра Афродезийcкого, Николая из Лаодикеи, Олимпиодора, Фемистия, трактатов Ибн Сины, ал-Кинди, ученого энциклопедиста из Хорасана Насираддина ат-Туси, Беруни, Ибн Баджа, трудов первых сирийских переводчиков при дворе Маъмуна Хунейн ибн Исхака и Абу Бишр Матта (всего 107 трактатов) включает 17 трактатов Фараби, в том числе его наиболее крупный и фундаментальный труд “Книга воззрений жителей идеального города», состоящий из 37 самостоятельных глав.
Автор: Эркин Ахунджанов, доктор историчкских наук