«И жители Айки [народ Шуайба также] были злодеями [неверующими и грешными]» (Хиджр», 78).
Жители Айки – это тот народ, к которому был направлен пророк Шугайб (а.с.). Они жили на берегах Красного моря, в городе Мадьяне и его окрестностях. Земли жителей Айки были очень просторны и плодородны, с умеренным и благоприятным климатом. На этих землях жители Айки занимались земледелием. Кроме того, у них были развиты разные виды ремесел, они хорошо владели инженерным искусством, требующим много сил, знаний и способностей. Они украсили свой город красивыми зданиями и площадями, окружили его крепкой крепостной стеной с высокими башнями.
Благодаря росту доходов, жители Айки сильно разбогатели, и вскоре это привело к распущенности. Наличие крепких зданий и башен, изобилие продуктов и денег стали причиной того, что они очень возгордились и между ними начала распространяться несправедливость. Обладатели силы, богатства и капиталов стали угнетать бедных, в торговле прибегали к хитрости и обману, обмеривая и обвешивая покупателей, часто расплачивались фальшивыми монетами.
Народ растерял хорошие нравственные качества, исчезли взаимное уважение, любовь, жертвенность, скромность и смирение. Они забыли своего Господа, перестали быть благодарными Ему за дарованные им блага и даже стали поклоняться дереву под названием Айка.
Муфассиры писали о том, что из-за поклонения этому дереву их и прозвали жителями Айки. Пророк Шугайб (а.с.) в течение длительного времени призывал их к вере в Аллаха, к добру и справедливости, но никто не внял его призыву. Они насмехались над пророком Шугайбом (а.с.), считали его околдованным и даже обвиняли во лжи. Досточтимый Шугайб (а.с.) получал силу и поддержку от Аллаха и продолжал неустанно исполнять свою пророческую миссию.
Однажды народ Айки бросил вызов пророку Шугайбу (а.с.), говоря ему: «И ты – точно такой же человек, как и мы. Мы думаем, что ты лжец. Обрушь же на нас осколок неба, если ты говоришь правду» (Аш-Шу‘ара, 186-187).
Наказание от Аллаха не заставило себя долго ждать Повествуется о том, что на их головы обрушился нестерпимый зной, продолжавшийся семь дней и ночей, который иссушал их дыхание. Они пытались спрятаться в своих домах – не получилось. Весь народ повалил в долину, поближе к воде. И тут солнце закрыло огромной тучей и вроде бы стало прохладней. Стали звать всех укрыться под тенью от тучи. Но затем эта тень превратилась в огонь и упала на их головы, всех уничтожила. Так по воле Аллаха исполнилось их требование к пророку Шугайбу (а.с.) показать им чудо.
«И они не поверили ему, и их постигло наказание в День тени. Поистине, это было наказание Великого дня» (Аш-Шу‘ара, 189). Каждый раз, когда гибнут народы, спастись могут лишь те, кто уверовал, а неверующие уходят в небытие. Верующие люди из жителей Айки не оставили пророка Шугайба (а.с.) одного и под его руководством переселились в Мекку.
Досточтимый Шугайб (а.с.) – потомок пророка Ибрахима (а.с.). Ему не была дана книга или святое писание. Он читал и распространял среди своего народа то откровение, которое было ниспослано предыдущим пророкам. Он был хорошим оратором, хатыбом. Из-за этой способности его назвали хатыбом пророков. В старости он потерял зрение, и некоторое время жил совершенно ослепшим. Пророк Шугайб (а.с.) умер в Мекке и, согласно риваятам, был похоронен к западу от Каабы.
Развалины тех мест, где погибли жители Айки, находились у той дороги, по которой проходили арабские племена со стороны Акабы. В период ниспослания Корана у арабов имелись небольшие сведения о жителях Айки. Эти сведения нашли подтверждение в Священном Коране. Так появилась возможность для последующих поколений извлечь для себя уроки из истории этого народа.
Все религии призывают людей трудиться, развивать технологии и научные знания, благоустраивать землю. Накопленные человечеством в течение всей истории знания, культурные ценности, опыт драгоценны в той мере, в какой они используются во благо людей и всего живого.
Добрые дела всех людей освещают нашу жизнь и заслуживают доброй памяти. А нечестивые дела наподобие поступков жителей Айки, приводящие к бедствиям, войнам, нищете миллионов, заслуживают лишь того, чтобы о них все поскорее забыли или же вспоминали о них с ненавистью. Нам особенно необходимо осознавать, что все блага, предоставленные человеку на земле, сотворены нашим великим Создателем, и всегда быть Ему благодарными.
islam-today