Вопрос: Собираюсь купить автомобиль и нашёл одно заманчивое предложение о продаже банком конфискованной у клиента машины. Но здесь возникает вопрос дозволенности. Можно ли купить у банка машину, оставленную под залог и конфискованную у хозяина за непогашение кредита?
Ответ:
Ясно, что отдавать и брать под проценты, однозначно, запрещено. И это один из самых тягчайших грехов.
Однако банк, в общем, имеет право требовать обратно изначальную сумму кредита без процентов и пеней.
Поэтому нет однозначного запрета на покупку залогового имущества у банка при соблюдении следующих условий:
1. Если залоговое имущество продаётся после наступления времени возмещения долга.
2. Если залоговое имущество продаётся по цене, соответствующей данному случаю, согласно общепринятым правилам.
3. Если залоговое имущество покрывает лишь изначальный долг, а не проценты и пени.
Но даже при стопроцентном соблюдении всех этих условий покупать залоговое имущество у банка нежелательно, так как средства банка сомнительны в силу того, что значительная часть её капитала, если не большая, запретна.
Аргументация:
(ﻭﻳﺴﺘﺤﻖ ﺑﻴﻊ اﻟﻤﺮﻫﻮﻥ ﻋﻨﺪ اﻟﺤﺎﺟﺔ) ﺇﻟﻴﻪ ﺑﺄﻥ ﺣﻞ اﻟﺪﻳﻦ ﻭﻟﻢ ﻳﻮﻑ ﺃﻭ ﺃﺷﺮﻑ اﻟﺮﻫﻦ ﻋﻠﻰ اﻟﻔﺴﺎﺩ ﻗﺒﻞ اﻟﺤﻠﻮﻝ
«Залоговое имущество стоит продать при возникновении в этом нужды, то есть когда время выплаты долга наступило, а заёмщик не погашает долг. Также, когда время выплаты долга не наступило, а залоговое имущество подвергается порче».
(ﻭﻻ يبيع) اﻟﻤﺄﺫﻭﻥ (اﻟﻌﺪﻝ) ﺃﻭ ﻏﻴﺮﻩ اﻟﻤﺮﻫﻮﻥ (ﺇﻻ ﺑﺜﻤﻦ ﻣﺜﻠﻪ) ﺃﻭ ﺩﻭﻧﻪ ﺑﻘﺪﺭ ﻳﺘﻐﺎﺑﻦ به
«И не будет продавать залоговое имущество тот, кто имеет на это право, будь это доверенное лицо или же сам залогодержатель, кроме как по цене, соответствующей данному случаю, согласно общепринятым правилам, или же за меньшую, но учитывая ту разницу, по отношению к которой проявляют снисхождение (скидку)». (См.: Тухфат Аль-Мухтадж, т. 5, с. 82-85).
ﻳﻌﺘﺒﺮ ﻓﻲ ﻛﻞ ﻧﺎﺣﻴﺔ ﻋﺮﻑ ﺃﻫﻠﻬﺎ اﻟﻤﻄﺮﺩ ﻋﻨﺪﻫﻢ اﻟﻤﺴﺎﻣﺤﺔ ﺑﻪ
«В вопросе снисхождения в каждой местности рассматривают установившийся там порядок, в рамках которого, в общем, и осуществляется снисхождение». (См.: Тухфат Аль-Мухтадж, т. 5, с. 316).