Сингапур – абсолютный мировой лидер по уровню знаний школьниками математики. Как они добиваются таких великолепных результатов? В этой статье мы приведем краткий обзор сингапурских методик.
Сингапурская математика – уникальная программа с упором на обучение навыкам решения творческих задач и глубокое знание математических терминов и понятий.
Сингапурская математика в действии
Представьте, что вы заходите в третий класс как раз к началу урока математики. Учитель объявляет: «Сегодня мы с вами изучим деление столбиком». Затем вы вместе с другими учениками наблюдаете, как учитель шаг за шагом показывает необходимые действия, чтобы произвести деление столбиком.
На следующи й день вы приходите в другой третий класс. Учитель дает задание: «У Вани есть несколько рублей, которые он хочет положить в несколько копилок». Она рисует на доске рубли и пять копилок. Затем учитель поясняет: «У Вани 17 рублей монетами, и он хочет поделить их поровну между пятью банками». Ученики в классе пытаются выяснить, получится ли у Вани произвести такое действие. После они высказывают свои идеи о том, что такое деление поровну, и как бы они решили подобную задачу.
В первом классе представлен типичный подход к преподаванию математики, во втором – сингапурская математика.
Философия сингапурской математики
Сингапурская математика включает в себя то же наполнение и те же знания, что и в математиках других стран. Её отличительная черта – в философии, лежащей в основе: сингапурская математика отталкивается от понимания, что без серьезной фундаментальной базы ученик не сможет успешно решить ни одного сложного творческого задания.
На практике это означает не просто изучение темы или получение навыка, а долгое их закрепление на практике. Класс не переходит к следующей теме с мыслью, что это знание или навык можно будет повторить или изучить по новой позже. Это освобождает время на изучение большего количества тем и практики решения творческих задач.
В основе метода трехступенчатая модель, которая представляет понятие в развитии: от конкретного к абстрактному (через визуализацию) – от жизненной проблемы к уравнению. Дети, таким образом, учатся не только решать уравнения, но и приобретают понимание, почему математика действует именно таким способом.
Возникновение сингапурской математики
Мы называем такой метод сингапурской математикой, но в самом Сингапуре это просто математика. Новая программа обучения была разработана под надзором министерства образования Сингапура в 1982 году и получила название Основная математическая серия. Почти 20 лет по ней обучали в сингапурских школах.
В 1998 году американцы Джефф и Дон Томас привезли методику в США. Они решили, что сингапурский подход отлично подойдет и для американских школ. Когда программа начала привлекать все больше внимания со стороны общества, они организовали компанию Singaporemath.com Inc и начали выпускать книги под торговой маркой Сингапурская математика.
Кто пользуется сингапурским методом?
Сингапурская математика стала популярной сначала среди обучающихся на дому и в некоторых частных школах. Когда в 2003 году Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS опубликовало результаты, согласно которым ученики начальной школы и девятого классов Сингапура стали лучшими в мире по математике, к методу стали присматриваться и в государственных школах.
К слову, Сингапур с тех пор не сходил с первого места по уровню математических знаний школьников.
Одно из главных американских издательств Houghton-Mifflin Harcourt совместно с сингапурскими издательствами выпустило серию учебников «Математика в фокусе» (Math in Focus). Вместе с изданием Томасов «Основы математики» (Primary Mathematics) они составляют две основных программы по сингапурской математике в США.
Как сообщала в 2010 году New York Times, «Основы математики» используют в 1500 американских школ, программа рекомендована к изучению в Калифорнии и Орегоне. «Математика в фокусе» используется почти в 200 школьных округах и частных школах.
По данным «Учительской газеты», в России проходили эксперименты по внедрению в школах сингапурской модели: в Удмуртии в 2013 году, в 2015 году в Тюмени и в Татарстане. Методика отлично подтянула отстающих учеников – в Татарстане стало в 10 раз меньше выпускников, которые не получили аттестат.
Как отметил автор, внедрение в России такой системы невозможно: она противоречит некоторым положениям СанПиНа (по расположению парт, например), а центром урока становятся сами дети (группы детей), а не доска, как у нас. Тем более, некоторые элементы системы уже есть у нас.
Оригинал: verywellfamily