В исламских сообществах нет никаких дискуссий «за аборты» и «против абортов». Ислам рассматривает аборт совершенно отлично от контрацепции, так как он влечет за собой разрушение человеческой жизни. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: применим ли термин «человеческая жизнь» к плоду в утробе? Согласно исламской юриспруденции, применим. Ислам придает плоду статус «неполного зимми». Вследствие этого статуса он законен, что предполагает права и обязанности, тем не менее, поскольку зародыш незавершен до обретения разума, у него есть права, но не должно быть обязанностей.
Некоторые из этих прав плода таковы:
1. Если муж умирает в то время, как его жена беременна, наследственное право признает плод в утробе наследником, если он родится живым. Другие наследники получают свои доли в соответствии с предписанными юридическими пропорциями, но доля нерожденного ребенка не входит в общее наследство до его рождения.
2. Если происходит выкидыш на любой стадии беременности и зародыш подает признаки жизни, такие как кашель или телодвижение, такой зародыш имеет право унаследовать что-либо, что по закону принадлежит ему после смерти кого-либо, наступившей в период беременности. После того как этот зародыш умирает, то, что он унаследовал, наследуется в порядке очереди иными законными наследниками.
3. Если женщина совершает преступление, наказуемое смертью, и при этом находится в положении, исполнение наказания откладывается, пока она не родит и закончит кормить грудью. Это правило применяется независимо от срока беременности. Даже если ребенок зачат вне брака, зародыш имеет право на жизнь. Все юридические школы единодушно поддержали такое решение.
4. Существует практика наложения денежного штрафа за аборт, даже если это произошло случайно. Агрессия или умышленные действия, вызвавшие аборт, также наказуемы. Дискуссии относительно момента, с которого следует вести отсчет человеческой жизни, велись в исламских кругах с ранних времен, поскольку недопустимость аборта обусловлена фактом установления существования жизни (некоторые правоведы прошлого разрешали аборт на сроке до четырех месяцев, другие — до семи недель беременности, предполагая, что на данных этапах беременности жизнь еще не началась).
Приблизительно десять веков назад аль-Газали, известный ученый, обосновал фазу «незаметной жизни», протекающую перед тем моментом, когда мать начинает чувствовать первые движения плода.
Участники последних юридических конгрессов рассмотрели данный вопрос, приняв во внимание возможности современных технологий, и пришли к заключению, что стадия жизни человека, которую можно назвать ее началом, должна удовлетворять следующим критериям:
1) это ясное и четко определяемое явление;
2) плод демонстрирует ключевую особенность жизни: рост;
3) если рост плода не прерывается, он естественным образом переходит на следующие этапы жизни, которые мы знаем;
4) плод содержит генетический образец, который является характерным для человеческой расы в целом, а также уникальным для конкретного лица;
5) этому не предшествует любая другая фаза, которая сочетает в себе первые четыре.
Очевидно, что эти постулаты относятся к оплодотворению. Однако аборт разрешен, если продолжение беременности представляет серьезную угрозу жизни матери. Шариат считает мать корнем, а плод — ответвлением, последний будет принесен в жертву, если это необходимо для сохранения жизни матери. Некоторые говорят о пользе расширения допустимости абортов при радикальных случаях врожденных аномалий плода и болезней, несовместимых с жизнью. При этом аборт должен быть осуществлен в срок до четырех месяцев беременности.
Основатель кафедры акушерства и гинекологии медицинского факультета Кувейтского университета, профессором истории медицины -Хассан Хатхут